Однажды файлы cookie превратятся в современное искусство, а пока этот сайт использует файлы cookie для улучшения своей работы.
OK
интервьюер
ПОЛИНА ВИНОГРАДОВА
«Главное – уметь рискоВать и не бояться экспериментировать» :
Миша Most О ПУТИ СТРИТ-АРТ ХУДОЖНИКА
интервью
«Главное – уметь рисковать и не бояться экспериментировать»: Миша Most О ПУТИ СТРИТ-АРТ ХУДОЖНИКА
Сегодня стрит-арт стал неотъемлемой частью современного искусства, художники, начинавшие с рисунков на заборах принимают участие в биеннале и продают на международных арт-ярмарках картины, нарисованные баллончиками.

В 21 веке эстетика уличного искусства проникла в массовую культуру - и стрит-арт получил новый виток развития. Так же как рэп перестал быть способом самовыражения подростков из Бронкса и стал коммерчески успешным жанром шоу-бизнеса. Теперь расписывать стены модно, престижно и прибыльно. То, что нельзя приручить, можно разрешить - это успешный принцип арт-рынка, увы не современного общества, а на арт-рынке дорого ценятся архивы протестных акций и все, что выходит за рамки холста.

О том, как менялся статус уличного художника, но не суть искусства, которая в постоянном стремлении рисковать - Teen Art Awards рассказал художник Миша Most.
МИХАИЛ, КАК И КОГДА ВЫ ОТКРЫЛИ ДЛЯ СЕБЯ МИР УЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ? С ЧЕМ БЫЛО СВЯЗАНО УВЛЕЧЕНИЕ ГРАФФИТИ - АДРЕНАЛИН, ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ЧАСТЬЮ КОМЬЮНИТИ?

Я начал рисовать в 90-х на волне увлечения хип-хоп культурой, куда входило и граффити, как часть антуража рэперов. Мне нравилась визуальная эстетика. Москва 90-х была мрачная – все эти заборы, ларьки, гаражи – и все серо-зеленое, хотелось это раскрасить. Мы с друзьями купили баллончики и ради тусовки стали рисовать, тогда граффити практически не было, так что мы были первопроходцами. Правда, мы еще не понимали, что это отдельная субкультура.

НАСКОЛЬКО ВООБЩЕ ДЛЯ УЛИЧНОГО ХУДОЖНИКА ВАЖНО ПРИНАДЛЕЖАТЬ К СООБЩЕСТВУ? ИЛИ НАОБОРОТ КРУЧЕ БЫТЬ ОДИНОЧКОЙ КАК БЭНКСИ ИЛИ ПАША 183?

Не надо путать граффити и стрит-арт. Граффити - это только надписи, название команды, имена художников. А рисунки - это уже стрит-арт, который можно делать не только баллончиками, а краской или с помощью трафарета, это может быть даже плакат. Да, все это как и граффити относится к уличному искусству. И почти все стрит-артисты вышли из граффити и начинали с простых тегов. Граффити - это командный вид спорта. И для граффитистов, конечно, важно комьюнити. Бэнкси тоже начинал как граффитист, потом, когда стал создавать рисунки и усложнял свои росписи, это превратилось в стрит-арт, где художник действует один, ему не обязательно присоединяться к сообществу.

ВЫ ДО СИХ ПОР СЧИТАЕТЕ СЕБЯ УЛИЧНЫМ ХУДОЖНИКОМ?

Когда я рисую муралы (роспись стены полностью, прим. ред), я – уличный художник, но когда я делаю выставки в галереях, создаю инсталляции – это уже другой вид искусства. Но примерно 80% стрит-артистов рисуют только на улицах, а уличное искусство возможно в выставочном пространстве только в виде фото.

КОГДА ВЫ ПЕРЕШЛИ С ПРОСТЫХ НАДПИСЕЙ К РИСУНКАМ?

Я стал рисовать валиками и кисточками в 2004 году, захотелось попробовать новые инструменты. Сначала это были понятные метафоры о катаклизмах, экологии в рамках проекта no future forever. Это критический взгляд на то, что происходит в мире. Тогда мы только узнали? Что стрит-арт - это отдельное явление, которое активно развивается в разных странах. При чем сначала граффитисты скептически относились к этому направлению. Это совсем другой уровень опасности - идти разрисовывать поезд или ж/д мост или работать над росписью специально выделенной тебе владельцем здания стены. Но постепенно к стрит-арту стали подтягиваться новые люди – в том числе профессиональные художники, его стали исследовать, появились блоги и журналы, он стал частью рекламы и fashion. Он говорил на понятном широкой аудитории языке.

А КАК ВАША РОСПИСЬ НА СТЕНЕ 300 М.КВ. ОКАЗАЛАСЬ В БРОНКСЕ?

В Бронксе я работал по приглашению владельца здания. Мы познакомились на ярмарке «Арт Базель» в Гонконге, он как раз искал третьего художника для работы. Со мной работали еще два художника из США, но мы творили обособленно. Мне была предоставлена полная свобода, никто не говорил, что именно надо рисовать. Я две недели жил в Бронксе, в районе, где зарождалось граффити и был счастлив. Конечно, в 2015 году там было уже не так опасно, но мне было приятно, что я здесь стал своим – местные чуваки мне респектовали. Человек, занимающейся творчеством, в штатах считается очень крутым. Через некоторое время я сделал еще один стрит-арт в США, это тоже была легальная площадка в районе Хэмптонс в Лос-Анджелесе. Но я там и нелегальное граффити рисовал – по ночам.
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, СЕГОДНЯ В МИРЕ МНОГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ГРАФФИТИСТОВ РАБОТАТЬ В ЕСТЕСТВЕННОЙ ДЛЯ СЕБЯ СРЕДЕ - НА УЛИЦАХ? КАКОЙ ПРОЦЕНТ, ЧТО РОСПИСЬ ОСТАНЕТСЯ, ЕСЛИ ТЫ НЕ БЭНКСИ?

Зависит от города. Кажется, что в Берлине много стрит-арта, но это не легальные рисунки. Просто у владельцев зданий нет денег их закрашивать. Муралы, как правило, всегда сделаны с разрешением – по заказу города или собственников. А в Берлине мало муралов, зато нелегальных граффити и рисунков много – художники лазают по стенам без разрешения. Но это единственный такой город в мире — граффити-город под открытым небом.

ВЫ НАМЕРЕННО СТАВИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ ВЫЗОВЫ: ПОБИТЬ МИРОВОЙ РЕКОРД И СОЗДАТЬ РОСПИСЬ ПЛОЩАДЬЮ 10 ТЫС КВ.М ИЛИ ИЗОБРЕСТИ ПЕРВЫЙ В МИРЕ РИСУЮЩИЙ ДРОН? ИЛИ ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ СЛУЧАЙНО В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ СВОЕГО ИСКУССТВА?

Рекордом стала роспись стены в Выксе (нижегородская область) - это был конкурс от фестиваля “арт-овраг”, на который было подано 250 заявок из 30 стран. Сюжет должен был отражать тему прогресса, технологий, науки. А я много лет работаю с этой темой. В итоге выбрали мой проект. Мне предоставили команду, все материалы и 45 дней на реализацию. Мы вообще не понимали, успеем ли уложиться в срок. Погода была непредсказуемой, как часто в мае– сильный ветер, дожди. Но мы работали несмотря ни на что и без выходных. Это не было желание поставить рекорд, мне просто было интересно сделать то, что я раньше не делал. Прошло 7 лет, но туда и сейчас водят экскурсии, в России появился промышленный туризм, кому-то интересно посмотреть производства, но многие приезжают именно ради нашей росписи.

А рисующий дрон я создал вместе с командой программистов для своей персональной выставки в цехе белого в московском арт-кластере «винзавод». Это был первый в мире запрограммированный рисующий дрон. Тогда он летал в помещении. А в 2023 году я уже использовал рисующий дрон для уличной росписи – это мурал площадью 300 м.кв. на кирпичной стене в Новосибирске, рядом со зданием НГТУ и студенческим общежитием. Мы с программистами и инженерами каждый день работали на улице. Но роспись была упрощена для дрона – он пока не справляется со сложными картинами.
ЗАЧЕМ ВАМ ПОНАДОБИЛСЯ РИСУЮЩИЙ ДРОН, ЕСЛИ ЭТО ТАКАЯ СЛОЖНАЯ И ДОРОГОСТОЯЩАЯ ШТУКА?

Это был эксперимент. Мне хотелось посмотреть, до чего дошла степень прогресса, можно ли создавать стрит-арт с помощью технологий. Уже много лет тема взаимодействия искусства и технологий одна из самых актуальных. Раньше вопрос был в том, насколько машина может делать как человек? Сейчас наоборот, мы поняли, что ии все может. Насколько дальше мы можем запускать эти технологии?

Но я работаю с робототехникой, это сложнее, чем просто через нейросети генерить изображения. Например, в 2021 году я сделал проект с помощью роборуки, она рисует баллончиком.

КАКИЕ НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В УЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОЯВИЛИСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ?

Цифровизация сильно повлияла на современное искусство. Художники перестали бояться цифры и используют новые технологии. В целом, стрит-арт стал не таким зажатым, как 20 лет назад, художники больше экспериментируют. Мне важен эксперимент, поэтому я использую новые технологии. Сейчас появляются и новые краски, акриловые спреи без запаха.

РАССКАЖИТЕ ПРО СВОЮ РАБОТУ С ПОДРОСТКАМИ. КАК ОНИ ВОСПРИНИМАЮТ УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО? ОНО БОЛЬШЕ НЕ КАЖЕТСЯ ИМ ФОРМОЙ ПРОТЕСТА, МАНИФЕСТОМ СВОБОДЫ?

Сейчас для подростков стрит-арт - это одна из техник, и он им нужен не для того, чтобы ходить и рисовать на гаражах, но чтобы делать свои оригинальные работы. Для них это как живопись, но другими средствами. Протестный элемент пропал - им просто интересен такой подход к искусству - рисовать что хочу , где хочу и когда хочу. Взял баллончик и не спрашивая разрешения поехал на соседний район. Это про свободу действия, но не протест. И большой объем этих рисунков явно не подходит для холста. Важно уметь масштабировать вещи, когда ты уличный художник.

У ВАС ЕСТЬ НЕРЕАЛИЗОВАННАЯ МЕЧТА В ТВОРЧЕСТВЕ?

Я себя не ограничиваю в мечтах. Главное иметь возможность быть художником, уметь рисковать и не бояться экспериментировать.
Мнение эксперта
Уличное искусство – как способ общения и личный манифест
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ГРАФФИТИ И СТРИТ-АРТОМ?

–– Да, граффити и стрит-арт очень разные вещи. К сожалению, даже среди искусствоведов и художников мало кто понимает эту разницу. Для этого нужно погрузиться в историю каждого направления. Суть граффити в его корнях, которые берут начало в 1960-х гг. Тогда в Бронксе подростки из гетто посредством тегов говорили друг другу, что они живы и с ними все в порядке. Изначально граффити в своем ярком социальном ключе родилось именно так. Потом эти уличные мальчишки решили, что такой нейминг может быть чем-то большим, чем просто сообщение о том, что со мной все хорошо. Вокруг граффити быстро сформировалась культура улиц – это особая культура общения. Способ коммуникации с миром.

ГРАФФИТИ – ВСЕГДА ПРО СООБЩЕСТВА?

Про сообщества и преемственность. Не важно, каким стилем ты обладаешь, важно, что ты знаешь, кто делал это раньше и ощущаешь себя продолжателем чей-то традиции. Посмотрите короткометражку “Марта Купер: история о граффити” и вы поймете, что многие, кто занимается уличным искусством, вдохновлялись ее фотографиями, тот же Шепард Фейри, теперь ставший арт-звездой.
Граффити – это язык. Для уличных художников граффити были как для нас мессенджер, сначала подростки общались “по фану”, это казалось прикольным, но постепенно сформировался отдельный мир со своими законами и правилами.

СТРИТ-АРТ – ЭТО УЖЕ НЕ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ, СКОРЕЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

Не совсем, это тоже язык улиц, особый культурный код города. Ты рисуешь на стенах, тебе хочется делать это каждый день, ты находишь людей, которым хочется это делать каждый день – и все равно вливаешься в какую-то группу. Посмотрите, насколько самобытный питерский художник Максим Има и ребята из его тусовки (группа “10.23”прим.ред), но все равно так или иначе они творят вместе, устраивают совместные выставки и вместе стараются ответить на очень насущные вопросы – сохранять ли анонимность, нужны ли маски, вандализм ли их рисунки и другие избитые, но, все же, актуальные для уличных художников вопросы. Но действительно, стрит-арт – это способ, которым ты можешь себя проявить намного сильнее себя, чем ты есть на самом деле. Ты говоришь: “заметьте меня по-настоящему”. Это уже собственное “я” райтера.

“Я врываюсь в ваше социальное пространство, я его нарушаю, и вы меня видите”. Если граффитчики не против, чтобы их вообще не заметили и часто ставят теги в укромных местах, то стрит-арт - это критика и насмешка – была белая стена, а тут появился я, сказал таким образом о чем-то лично для меня важном или интересном, и что ты мне сделаешь? Стрит арт – это вызов человеку, который постоянно видит одинаковые дома, все эти унылые панельки, он выбивает его из привычной реальности и говорит: а ты знаешь, что можно видеть мир по-другому?

ЛАРА, ВЫ ПРОВОДИТЕ В ДОМЕ КУЛЬТУРЫ “ГЭС-2” МАСТЕР-КЛАССЫ ПО СОЗДАНИЮ МАНИФЕСТОВ. РАССКАЖИТЕ, ЧТО ЭТО ЗА СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ.

Мои манифесты – это другая форма социально ориентированного стрит-арта. Это как паблик-арт, но через тексты и фотографии.
Я хочу показать, что не стоит бояться заявить о себе и о том, что для тебя важно. Это многоголосье маленьких последователей одной культуры, которые говорят о себе, поэтому мои манифесты можно назвать социально-психологическими .
Но манифест не ограничивается только текстом и фото, он может быть коллажем, мои мастер-классы – своего рода даже “коллажетерапия”. Первый этап – автоматическое письмо, когда мы писали все, что придет в голову. Потом мы вычленяли самое главное и отвечали на вопрос : кто я есть? Чего я хочу? Какие задачи я ставлю, чтобы достичь этих желаний? И что в этих желаниях самое главное? Одна девушка после мастер-класса призналась, что раньше не задумывалась о том, что она может существовать вне статуса мамы, в ней много всего. Это попытка скинуть социальные маски. Многие люди боятся говорить о себе вне социальных масок. Нам сложно признаться, кто мы есть на самом деле. И такие коллажи-манифесты – способ вернуться к себе и сказать, я– не винтик в обществе, я – самостоятельная единица.
В культуре много примеров таких личных манифестов, он прошел эволюцию – от воли царя до поста в соцсетях.
Манифестом можно считать те способы самовыражения, с помощью которых человек говорит о себе, о своих чувствах – ярко, эмоционально, выбивается из привычной картины мира.

И еще, манифест существует сам по себе, о нем не обязательно говорить вслух.