Однажды файлы cookie превратятся в современное искусство, а пока этот сайт использует файлы cookie для улучшения своей работы.
OK
«ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА ВЫШЛО ИЗ ПОД КОНТРОЛЯ»: РОСТАН ТАВАСИЕВ О ТОМ, КАК ПРЕВРАЩАТЬ ИСкуСсТВО В ИГРУ
ИНТЕРВЬЮ
интервьюер
ПОЛИНА ВИНОГРАДОВА
Произведение искусства вышло из-под контроля
Художник Ростан Тавасиев превращает искусство в игру и учит взрослых нарушать ее правила – подростки пока этот навык не утратили.

Его мягкие игрушки на холстах в пространстве выставочного зала выглядят как хулиганская выходка старшеклассника, которого родители с детства водили в художественную школу. Их забавный внешний вид как протест против строгих академических канонов, их мягкость и теплота – против холодной учебной аудитории, где педагоги требуют добиваться сходства с реальностью.
Такой могла быть самая простая причина появления мягких игрушек в творчестве Ростана Тавасиева. Но все было более неожиданно.
Романтичные мотивы появились в его творчестве гораздо позже - вместе с мечтой о космосе, где пока, увы, пока нет места художнику.

В интервью Teen Art Awards Ростан Тавасиев рассказал, как на его картинах впервые появились медвежата и как возникла идея установить на Красной планете арт-объекты –– камни с глазами.
РОСТАН, ВАШИ ДЕДУШКА И ПАПА БЫЛИ ИЗВЕСТНЫМИ ХУДОЖНИКАМИ, И ВЫ ПРОДОЛЖИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДИНАСТИЮ. У ВАС НИКОГДА НЕ БЫЛО ЖЕЛАНИЯ ВЫБРАТЬ ДРУГУЮ ПРОФЕССИЮ?

Лично у меня – никогда. А вот мои родители как раз старались сделать так, чтобы я не стал художником. Отдавали меня учиться в места, где я мог бы получить регулярно оплачиваемую специальность, что-то более земное, понятное и стабильное. Но искусство – единственное, к чему меня эмоционально влекло. Возможно, отчасти потому, что я рос в семье, где на моих глазах создавалось искусство и я с детства наблюдал этот захватывающий процесс. Но уже тогда я понимал, что мне хочется делать что-то совсем другое и не соприкасаться с теми областями, в которых работали дедушка и папа.

А КАК ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ВАШИМ РАБОТАМ?

Дедушка умер за два года до моего рождения, а папе было непонятно не то, почему я делаю что-то совсем другое, чем он сам, но почему это интересно другим людям. Действительно, так получилось, что к тому, что я делаю быстро возник общественный интерес.
Вы тогда были еще студентом Строгановского университета?
Да, я стал делать выставки уже во время учебы в Строгановке на кафедре графического дизайна. Мои преподаватели первее меня самого заметили, что графического дизайнера из меня не получится? И я выбрал искусство, а не дизайн. Но это произошло как-то само собой, не могу сказать, что это был мой обдуманный выбор, скорее, я следовал подсознательному влечению.

КАКИМ ОБРАЗОМ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЗАМЕТИЛИ ЭТОТ ВНУТРЕННИЙ ПЕРЕЛОМ?

В моих студенческих работах стала появляться ирония, в искусстве это очень полезный ингредиент, который позволяет произведению убрать лишний пафос и стать правдивее. Преподаватели смотрели на мои работы и молча уходили в сторону. А я не понимал, что происходит, ведь я старался сделать лучше! Но ирония проявлялась как будто сама собой, а она в дизайне не допустима. Представьте плакат с рекламой выгодного кредита от какого-нибудь банка, а этот рекламный плакат разоблачает идею кредитования вообще. Получается диверсия под клиента за его деньги. А искусство, наоборот, должно вскрывать проблемы и противоречия общества.

ВЫ ОЧЕНЬ ТОЧНО ОБЪЯСНИЛИ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ И КОММЕРЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ.

Потому что мне довелось самому ее прожить. Но мое искусство никогда не было протестом. Я уже тогда понял, что когда ты встаешь в оппозицию к чему-то, ты отталкиваешься от того, против чего протестуешь и делаешь наоборот/ то есть это просто отрицание того, что тебе не нравится. Мне хотелось найти не оппозиционный путь относительно чужого пути, а свой собственный.
Я стал смотреть, что происходит в искусстве и то, что я наблюдал было интересным и ярким, но мне не хватало эмоциональных моментов.
И я понял, что как художник я могу добиться того, что мне не хватает, как зрителю. Но для меня подростковый протест - это плохой выбор для художника, это кратковременный импульс. А художник – это навсегда. Лучше выбирать что-то более глубокое.

КАКИМИ БЫЛИ ВАШИ ПЕРВЫЕ РАБОТЫ, ДО ТОГО, КАК ВЫ НАЧАЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЯГКИЕ ИГРУШКИ?

Сначала я рисовал тушью и пером очень аккуратные и большие графические листы, немного сюрреалистичные, стремясь показать людям свой глубокий внутренний мир. Мне казалось, что чем больше усилий вложено в создание произведения, тем оно лучше –– попытка заплатить упорным трудом за любовь к искусству. Я мог месяц рисовать одну работу.

Но однажды я минут за десять просто мягким карандашом нарисовал графическую серию из 4-х рисунков, где были медвежата на фоне зловещих заводских труб – я наслушался индустриальной музыки и рисовал под впечатлением. Когда я ходил с папочкой и показывал разным людям свои рисунки, я с удивлением обнаружил, что все как-то холодно смотрят на мои аккуратно нарисованные графические листы и с сочувствием кивают, а когда дело доходит до этих 4-х медвежат, у людей сразу включались эмоции и они говорили “ого, как круто!”. Я подумал, не может быть, чтобы причина была в том, что я плохо рисую, наверное, дело в медвежатах, что-то в них есть, что включает эмпатию. Я начал это исследовать и понял, что эти игрушечные образы, по сути, существуют в той же степени условности, что и фигуры, расположенные на полотне. И я стал работать с мягкими игрушками.
ГДЕ ВЫ ИХ ПОКУПАЕТЕ?

В разных местах. Мне нравится специально ходить за ними в магазины, в аэропортах стараюсь что-то покупать.

ЭТИХ ПЛЮШЕВЫХ ЗВЕРУШЕК МОЖНО НАЗВАТЬ ПЕРСОНАЖАМИ? У НИХ ЕСТЬ “ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ”, ЗАРАНЕЕ ПРОДУМАННЫЙ ХАРАКТЕР?

Как работает игрушка: ты видишь симпатичные глазки, носик, ушки – включается эмпатия, и ты сам наделяешь игрушку какими-то чертами характера, часто своими собственными. Игрушка – это проекция, на которую дети проецируют свои черты.

В какой-то момент мне стало интересно, что происходит, когда ты на одной стене показываешь зайчиков, а на другой, допустим, слонят, влияет ли это на восприятие, или зрителю не так важно слоненок это или зайчонок, и достаточно того, что это плюшевая игрушка? Оказалось, что, в общем-то, значения не имеет, хотя самый сильный отклик вызвал заяц, наверное, из-за длинных ушей.

КОГДА ВЫ СОЗДАЛИ ДЛЯ СВОИХ ПЕРСОНАЖЕЙ АККАУНТЫ В СОЦСЕТЯХ, ЭТО БЫЛА ПОПЫТКА ИХ ОЖИВИТЬ?

Мне с детства было грустно от того, что искусство не живое, интересно же “поговорить с портретом”. Но искусство - это лишь иллюзия и подобие. Игрушки в этом плане даже честнее. Пока мы ими играем, они живые, а когда, наигравшись, ставим на полку, это просто вещь, даже не похожая на настоящего медведя или зайца. Игрушки - это условность, как абстрактное изображение. Я изображаю не медведя, а игрушку, которая изображает медведя, причем, не стараясь изобразить его как в жизни.

Однажды мне пришла в голову идея использовать социальные сети, чтобы дать им голос. Создают же люди аккаунты своим котам, собакам. В короткий период интернет был интересной площадкой для игры, но сейчас это изменилось, и он превратился в место где люди ругаются и в инструмент пропаганды, средство контроля и манипуляций – игра запрещена.
НО С ВИРТУАЛЬНЫМИ ПЕРСОНАЖАМИ ВЫ, ПО-МОЕМУ, ЗАШЛИ СЛИШКОМ ДАЛЕКО. ПОДПИСЧИКИ ДАЖЕ НЕ ЗНАЛИ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ АВТОР.

Да, я это осознал, когда один из персонажей моей выставки – конструкция винчи - с большим количеством подписчиков, сама сделала себе выставку в галерее на поварской. Она в соцсетях договорилась с галеристом, он распечатал ее картинки, развесил в зале, и к ней пришли пять человек, мне совсем не знакомых. Это произвело на меня сильное впечатление, как если бы я был папой Карло, а буратино пошел в школу, завел себе друзей, и я больше не контролирую деятельность своего же произведения. Я становлюсь не нужен. Это похоже на то, что сейчас происходит с нейросетями для генерации изображений типа midjourney и других. Но я заглянул на следующий этап, когда произведение искусства самостоятельно, без участия человека, сможет создавать другое искусство и тогда возникает вопрос, зачем нужен художник?

ВЫ НА НЕГО ОТВЕТИЛИ?

Я стал думать, куда это все может привести, заинтересовался фантастикой – это единственный способ посмотреть не в будущее, а в мечту человека о будущем, отразить то, чего мы хотим и чего боимся. Я понял, что искусство в жанре фантастики практически не упоминается и сам создал открытую базу идей на тему “искусство в фантастике”. А потом нарисовал фантастический сериал, где главный персонаж – произведение искусства, наделенное искусственным интеллектом, которое само создает искусство. Только когда ии сам себя осознает искусством, у него возникнет потребность и мотивация создавать другое искусство – как отражение самого себя, инстинкт размножения. На словах звучит сложно, но в сериале показано очень понятно.

ГДЕ ЕГО МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ?

Он выложен на youtube с английскими субтитрами. По форме напоминает диафильм. Мой знакомый продюсер отправлял его на разные студии, но ему отвечали, что это не то, что поймут зрители, а им рекламу надо продавать. Зато мой сериал хорошо встретило профессиональное киносообщество – мне вручили приз прессы на канском видеофестивале (он проходит в г. Канск) и кинокритик Евгений Майзель написал рецензию на пять страниц. Но на этом мое участие в кинофестивалях закончилось, потому что мой сериал не подходит ни под одну позицию: нарисованный, но не анимация, фантастический, но не фильм, а сериал, он аккуратно прошел между всеми трендами. Зато благодаря работе над сериалом я намечтал себе космос!

По сюжету главный персонаж – упомянутый ии, помещенный внутрь произведения искусства, создает объекты из космических тел. Разумеется, я все это вынужден был придумывать за него. И вот, я это сижу и рисую, и думаю, а ведь он внутри сериала живет интересной жизнью, создает прекрасные объекты... Вдруг я понял, что сильно ему завидую, и мне хочется заниматься тем, что делает он.

ВСЕ ВАШИ КОСМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ОСНОВАНЫ НА НАУЧНОЙ БАЗЕ. КАК ВЫ ВЛИЛИСЬ В НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО?

Я стал смотреть на youtube ролики про то, как в космосе все устроено и среди них были лекции профессора МГУ Сергея Попова, он лучше других умеет понятно объяснить очень сложные темы. Однажды у меня была выставка в Нижнем Новгороде, для которой планировалась образовательная программа и кураторы спросили, с кем бы мне хотелось поговорить. Я сказал, что можно пригласить Сергея попова и сам ему написал. На удивление всех он сразу согласился принять участие в дискуссии. Я стал его расспрашивать, как можно было бы в космосе делать искусство, каким оно могло бы быть. Позже мы записали цикл видео на ВДНХв павильоне “космос” и до сих пор продолжаем общаться.
И ВСЕ-ТАКИ, В ВАШИХ КОСМИЧЕСКИХ АРТ-ПРОЕКТАХ БОЛЬШЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫМЫСЛА ИЛИ НАУЧНО ДОКАЗАННЫХ ФАКТОВ?

У меня возникает определенный образ, я иду к специалистам и спрашиваю, например, а можно ли вытянуть у персонажа уши или в космосе они не вытянуться, могут ли глаза такого диаметра быть доставлены на астероиды? Мы рассчитали размеры, исходя из параметров ракеты spacex, скорее всего, она будет транспортным средством для полетов на марс. Я стараюсь делать так, чтобы те образы, которые я придумываю, можно было бы осуществить, а для этого мне необходимо согласовывать все детали с экспертами.

КАКАЯ МИССИЯ У ЭТОГО АРТ-ПРОЕКТА? ВИДИМО, ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНАЯ, РАЗ ВЫ ПРИВЛЕКЛИ ТАКИХ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНЫХ.

Моя задача – обозначить, каким могло бы быть искусство в космосе. До меня никто не создал таких примеров. Когда у нас появится достаточно ресурсов осваивать космос, у следующего поколения будет образец, какое искусство там можно сделать. Это тот же паблик-арт, только публичное пространство – другая планета. Одна из причин, почему мне кажется это важным - открыть новые перспективы в освоении космоса, у нас появится еще одна мотивация помимо добычи ресурсов, выживания в условиях невесомости и надежды на встречу с инопланетянами. А я как художник, что там буду делать?

С древних времен, человек сначала обживал места, где он оказывался, а потом начинал оставлять знаки – рисовать быков, придумывать что-то посложнее. Это наша внутренняя потребность, причем в экстремальных условиях она усиливается.

Так что пока мы можем, основываясь на твердых научных знаниях, напридумывать искусства для космоса, чтобы быть готовыми к тому, что нас ждет в том прекрасном будущем, когда мы там окажемся.

НА ВАШИХ МАСТЕР-КЛАССАХ ПО “БЕГЕМОТОПИСИ” ПОЧТИ ВСЕГДА МНОГО УЧАСТНИКОВ, ПРИХОДИЛИ ДАЖЕ ПЕНСИОНЕРЫ. ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВЕСЕЛО? ИЛИ ЭТО СВОЕГО РОДА ПСИХОТЕРАПИЯ?

Я решил проверить, может ли это быть для другого человека способом самореализации через игрушку – когда на игрушку перекладывается ответственность за результат, какой получится картина, страх сделать “не правильно” пропадает и процесс превращается в игру. Оказалось, что да, это так и работает, и я стал проводить мастер-классы в разных регионах и с разной аудиторией. Правда, я не работаю с детьми, потому что для детей игра – это естественное состояние, они в ней живут, а взрослые – нет,. Мы измучены новостями, бытом…взрослым это нужнее и доставляет им сильные эмоции.
СЛЕДУЮЩИЙ МАСТЕР-КЛАСС ПО БЕГЕМОТОПИСИ СОСТОИТСЯ В НАЧАЛЕ ЛЕТА В КАЛИНИНГРАДЕ В РАМКАХ ОТКРЫТИЯ ФИЛИАЛА ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. ТАМ ЖЕ ПОКАЖУТ КАРТИНЫ РОСТАНА ТАВАСИЕВА.